Дополнительная информация
 
См. также

Сенаторы отвечают на Ваши вопросы


Интернет - конференция

Интернет - конференция

 

«Инновационное развитие экономики Севера:

проблемы и перспективы»

 
Вступительная статья председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Олейника Геннадия Дмитриевича.

 

Дорогие друзья!

Сегодня на официальном сайте Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов мы начинаем проведение интернет-конференции по теме «Инновационное развитие экономики Севера: проблемы и перспективы».

Выбор такой формы обусловлен тем, что, по нашему мнению, рамки интернет-конференции позволят привлечь к обсуждению этого важнейшего вопроса наиболее широкий круг участников и сделать предстоящую дискуссию более открытой, неформальной и плодотворной. Мы надеемся, что в ней примут участие представители  федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители и специалисты производственных предприятий, ученые, преподаватели высших учебных заведений, все пользователи Интернета, которым будут интересны проблемы инновационного развития севера России.

Мы считаем, что, несмотря на достаточно частое обсуждение этой темы, она не перестала быть актуальной, как в целом для страны, так и для ее северных регионов.

Развитие современной экономики, ее конкурентоспособность, динамичность и эффективность невозможны без ориентации на инновации. А если говорить шире, ускорение научно-технического прогресса, его глобализация выводят инновационную деятельность в число основных факторов, влияющих на институциональную структуру государства и общества и определяющих их развитие.

Об этом наглядно свидетельствует анализ экономики как стран, традиционно относимых к развитым, так и стран, еще недавно относимым к слаборазвитым, но достигшим за последние годы высоких темпов развития, как, например, Индия и Китай.

Необходимость повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности российской экономики настоятельно требует перехода на инновационный путь развития. И эта задача становится первостепенной именно сейчас, когда экономика страны растет устойчивыми темпами, но необходимы новые подходы и меры, обеспечивающие не только поддержание, но и рост темпов развития. От этого зависит как устойчивость развития государства, так и качество жизни граждан. 

В 2002 году Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В этом документе обозначены цели государственной инновационной политики, в частности предусматриваются перевод научно-промышленного потенциала на инновационный путь развития, основанный на научных знаниях, позволяющий освободить экономику страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечить высокую динамику экономического роста не только в перерабатывающих отраслях, но и других секторах экономики.

Правительство Российской Федерации своим постановлением, принятым в августе 2005 года, определило основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

Как отмечается в указанном постановлении, целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Следующим важным элементом реализации государственной политики в этой сфере экономики должна стать федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 1012 годы», утвержденная Правительством Российской Федерации в октябре 2006 года.

Анализ этих документов показывает, что государством поставлены на среднесрочную перспективу достаточно четкие задачи по созданию инновационной системы, действующим в условиях формирующейся рыночной экономики.

Оценивая современные процессы, происходящие в экономике северных регионов, мы считаем, что развитие инновационной экономики является, по сути, единственно перспективной и возможной стратегией  их дальнейшего развития.

Суровость природно-климатических условий и, как следствие, высокие затраты на производство и жизнеобеспечение населения, огромные расстояния и низкая транспортная обеспеченность, экологическая уязвимость природы Севера - эти факторы, как никакие другие, должны являться действенным стимулом к тому, чтобы жизнеобеспечение северных территорий строилось на основе новейших достижений научно-технического прогресса и человеческой мысли.

На проведенном Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в декабре 2006 года заседании «круглого стола» по вопросам реализации кластерной политики отмечалось, что экономика северных территорий должна быть наукоемкой и высокотехнологичной. Наиболее эффективной формой, обеспечивающей производственную и научную кооперации, как показывает практика работы ряда зарубежных стран, является создание кластеров. Это должно стать одним из важнейших направлений деятельности, обеспечивающим комплексный подход к развитию регионов Севера, значительно повысить экономическую и социальную активность населения, а стало быть, и качество жизни северян.

При этом необходимо учитывать, что традиционные отрасли коренных народов по сути своей являются не товарными и оценивать их надо не только с позиции самоокупаемости и рентабельности, а и с точки зрения сохранения северной этнической самобытности.

Инновации должны придти и в инфраструктуру северных регионов с целью создания такой системы условий для человека, живущего на Севере, которая бы сумела нейтрализовать отрицательное воздействие экстремального климата.

В настоящее время экономика  ряда регионов российского Севера имеет сугубо ресурсно-сырьевую направленность. Однако было бы глубокой ошибкой считать, что эта особенность регионов Севера обрекает  их ориентироваться на традиционные технику и технологии. Известно, что ресурсные отрасли наукоемки. Инновации не только приложимы в ресурсных отраслях, но они там необходимы, если предприятия этих отраслей нацелены не на получение сиюминутной прибыли, а на долгосрочную работу и развитие.

Сегодня основное направление инновационного развития добывающих предприятий Севера это - переход к комплексной переработке добытого природного сырья, производство  новых продуктов с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособных на мировом рынке.

Так, для угольной промышленности инновационный подход предполагает как внедрение современных технологий собственно в сферу угледобычи, так и применение технологий комплексной переработки угля, развитие углехимии.

В нефтегазовой отрасли инновации направлены, в первую очередь, на комплексное использование нефтегазового сырья.

Использование инновационных технологий позволяет обеспечить более полную утилизацию попутного и растворенного газа, извлечение и комплексное использование парафина из высокосернистых нефтей.

Огромное значение будет иметь внедрение инновационных способов управления и информационных технологий. Наиболее перспективной технологией в области охраны труда и безопасности в ближайшие годы будет применение различных датчиков (инфракрасных, биометрических), голосовое управление, проецирование показателей приборов и т.д.

Высокие технологии должны найти эффективное применение также в лесном хозяйстве. Как известно, в регионах российского Севера сосредоточено две трети лесосырьевого потенциала страны,  осуществляется более 45% вывозки древесины, производится 33,3% всех пиломатериалов. Между тем эффективность использования лесных ресурсов здесь крайне низка. Перспективы лесопромышленного производства должны быть связаны с новыми способами механической обработки и химической переработки древесины.

Приведенные примеры демонстрируют перспективы инновационного развития ресурсно-добывающих отраслей и предприятий российского Севера.

Надеюсь, что в ходе проведения нашей конференции будут предложены другие примеры и технологии, которые заинтересуют предприятия, осваивающие природные ресурсы северных регионов страны.

Очевидно будет правильным, если значительная часть нашей интернет-конференции будет посвящена обсуждению проблем, которые мешают сегодня развитию инновационной деятельности и путей их решения. На некоторые из них мы хотели бы обратить внимание уже на начальном этапе нашей дискуссии.

Первое. Главная проблема для всех отраслей, по мнению специалистов, состоит в отсутствии в государстве инновационной системы, которая могла бы связать воедино науку и сферу производства. По некоторым данным российские предприятия в производстве используют лишь 8 - 10 процентов инновационных проектов. Для сравнения приведу еще ряд показателей: в США их востребованность составляет более 60 процентов, в Японии более 90 процентов. При таком экономическом поведении партнеров условия для модернизации производства на большинстве российских предприятий и компаний могут и вообще не возникнуть.

Создание среды, благоприятной для развития инновационной экономики, во многом зависит от деятельности государственных органов федерального и  регионального уровня, местного самоуправления. Очевидно, что нужны специальные государственные программы по стимулированию инновационной деятельности. При этом нельзя забывать, что успешное развитие инновационной экономики зависит  от развития общей экономической ситуации, уровня развития малого и среднего бизнеса, состояния конкуренции на товарных рынках, степени заинтересованности региональных и местных  властей в создании локальных инновационных систем.

Второе. В современном мире  главными  факторами развития производства, повышения его конкурентоспособности становятся знания и интеллектуальные способности кадров, их умение адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям. В качестве примера можно назвать Индию, где от экспорта произведенного в технических парках программного продукта получают доходы, сравнимые с доходами, получаемыми Российской Федерацией от экспорта вооружения.

Не случайно, что в США подготовка кадров в системе высшего профессионального образования рассматривается как двойные инвестиции - и в человека и в производство.

По мнению ряда западных экспертов сегодня наука и технологии развиваются настолько быстро, что нет времени после окончания вуза «доучиваться» до современного уровня развития высокотехнологичного производства необходимо уже в вузе включаться в научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

К сожалению, вклад российских вузов и в том числе  расположенных в  северных регионах, в  результаты научных исследований пока остается низким. И это следствие того, что материально-техническая база для научно-исследовательской работы за многие годы не обновлялась, финансирование этой деятельности  из федерального бюджета не осуществлялось, произошло существенное старение преподавательских кадров.

Третье. Одной из главных проблем является слабое финансирование НИОКР, как со стороны государства, так и бизнеса. И, хотя бюджетные расходы на науку в последние годы растут, они по-прежнему значительно отстают от расходов государств, нацеленных на инновационное развитие.

В то же время инновационная деятельность должна стать привлекательной для вложения инвестиций. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие специальных мер, включающих совершенствование системы государственного инвестирования, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.

Следует отметить, что в настоящее время в рамках Инвестиционного фонда в России формируется государственный венчурный фонд (Российская венчурная компания), в которую в 2007 году будет направлено 15 млрд. рублей. К сожалению, информации о том, как и на какие проекты будут направлены эти  немалые средства, пока нет.

Четвертое. Недостаточность правового регулирования инновационной деятельности. В нынешних условиях нужны активные усилия по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в области научно-технической и инновационной деятельности, которые бы стимулировали ее, как со стороны производства, так и со стороны научно-технической сферы.

Хотел бы напомнить, что еще в  1999 году рассматривался проект федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Он был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом России. Наверное, правильно, что он был не подписан Президентом, т.к. кроме деклараций конкретных норм он почти не содержал. Но с тех пор не было ни одного законопроекта по этой проблематике, и до сих пор нет федерального закона, который бы регулировал правоотношения в такой важной и чувствительной сфере, как инновации.

В этой связи существует настоятельная необходимость ускорить разработку и принятие федерального закона, которым были бы установлены меры по созданию стимулов для расширения спроса на инновационную деятельность, для инвестирования в науку и инновационную сферу, снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта.

Требуется разработать федеральные законы по определению и совершенствованию методов распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, критериев оценки эффективности расходования бюджетных средств, направленных на инновационную деятельность, стимулированию коммерциализации инновационных технологий.

Это, по нашему мнению, даст необходимую правовую базу для ускорения практических действий со стороны, как федеральных органов власти, так и бизнес сообщества, органов власти субъектов Российской Федерации, по внедрению новых технологий в производство, преодолению разрыва на пути продвижения изобретения к его промышленной реализации.

Конечно, мы назвали  лишь самые общие проблемы обсуждаемой темы,  но и они в определенной мере позволяют представить, что в этом деле нет простых и единственно правильных решений, а необходима стратегически обоснованная и последовательно проводимая государственная политика, ориентированная на формирование целостной инновационной системы.

Именно обсуждению путей решения этой задачи и посвящена наша интернет-конференция.

*  *  *

Публикуя этот материал на сайте комитета, мы рассчитываем на то, что тема, вынесенная на обсуждение, вызовет у вас интерес, и  вы пришлете свои предложения, статьи, вопросы, отзывы на публикуемые материалы.

Наш  электронный адрес: sever@council.gov.ru

Все присланные материалы по теме конференции будут оперативно размещаться на этом сайте.  Мы также будем стремиться к тому, чтобы все ваши вопросы дошли до адресатов и ответы на них будут опубликованы на этом сайте.

Материалы, которые вы будете направлять нам, как правило, не должны превышать 5-7 страниц текста, отпечатанного через полтора интервала шрифтом 14-го размера.

Планируется, что интернет-конференция продлится до 15 мая 2007 года. После этого на основе состоявшегося обсуждения Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов будут приняты рекомендации. Они будут направлены в федеральные и региональные органы государственной власти и размещены на этом сайте.

Кроме того, по основным материалам конференции предполагается издать специальный сборник, а часть их будет опубликована в научно-информационном бюллетене Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов «Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации».

Приглашаю вас стать участниками нашей интернет-конференции.

Авторские права © 2004 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
103426, г. Москва, Б. Дмитровка, 26
Разработка веб-сервера: