На этой странице публикуются материалы по актуальным проблемам социально-экономического развития и жизнеобеспечения северных территорий России, которые носят дискуссионный характер, в том числе законодательные предложения по решению этих проблем.
Позиция комитета по вопросу о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 268680-5)
Выступление председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов А.С.Матвеева на двести восемьдесят пятом заседании Совета Федерации:
«Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые коллеги!
Комитет по делам Севера и малочисленных народов принял решение не поддерживать рассматриваемый Федеральный закон (проект № 268680-5) только из-за одной предлагаемой нормы, с которой мы согласиться не можем. Из статьи 48 Федерального закона «О животном мире» предлагается исключить положение, в соответствии с которым граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, в данном случае, рыболовства, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира&
Особо подчеркиваю, принимая предлагаемую норму, мы отнимаем у части граждан нашей страны гарантированное сегодня законом право обеспечивать свою жизнь традиционными методами, которые складывались поколениями. А других возможностей у них просто нет.
Представители Росрыболовства пытаются нас заверить, что ничего не меняется, в том числе ссылаясь на 25-ю статью федерального закона о рыболовстве.
Это не так, уважаемые коллеги. Ни в одном другом законодательном акте Российской Федерации право граждан на использование традиционных методов добычи водных биоресурсов не установлено, а названная 25 статья регулирует совсем иные вопросы рыболовства коренных малочисленных народов. К тому же отменяемое положение касается не только этих народов и далеко не только северных территорий.
Должен сказать, что принятые Росрыболовством в последние годы решения привели к значительному ухудшению положения коренных народов, основой существования которых является рыболовство. Вы знаете, во многих регионах ситуация очень сложная. Если мы примем этот закон, положение еще более обострится.
У нашего комитета позиция такая - если очень нужно исключить эту норму из закона о животном мире, она должна быть включена в закон о рыболовстве. Сделать это можно быстро.
Поскольку головной комитет принял решение поддержать рассматриваемый федеральный закон, мы предлагаем следующее. Если представитель Росрыболовства сейчас подтвердит, что они поддержат принятие в короткий срок законопроекта, дополняющего федеральный закон о рыболовстве таким же положением, которое сегодня предлагается исключить из закона о животном мире, наш комитет готов в январе, самое позднее в феврале, внести такой законопроект на рассмотрение палаты. Проект протокольного поручения у нас готов.
Если же Росрыболовство такого подтверждения не дает, мы не можем голосовать за рассматриваемый федеральный закон.
Спасибо за внимание."
Позиция комитета по вопросу о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений"
Председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов А.С.Матвеев: «Комитет по делам Севера и малочисленных народов считает необходимым скорейшее принятие большинства норм Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений" (Федеральный закон), поскольку им, в совокупности с положениями Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», создается правовая основа для организации торговли лекарствами в сельских поселениях, где нет аптечных учреждений. Это особенно актуально для северных территорий.
Однако, принятая во втором чтении поправка о том, что медицинские работники имеют право заниматься торговлей лекарственными средствами только при наличии дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами, делает фактически невозможным организацию доступного лекарственного обеспечения жителей отдаленных территорий.
Поэтому комитет не поддержал рассматриваемый Федеральный закон. Подробная аргументация нашего решения содержится в заключение комитета (прочитать заключение).
Вдумайтесь только. Для реализации этой нормы необходимо до 1 сентября 2011 года обучить по оценке Минздравсоцразвития 30 тысяч, а по нашей оценке, в три - четыре раза больше, работников сельских медицинских учреждений. Особо подчеркиваю, за счет средств региональных и, прежде всего, местных бюджетов. Естественно, в региональных и местных бюджетах эти средства не предусмотрены.
Это означает одно, что как не организована сегодня продажа лекарств в большинстве сельских поселений, так не будет ее и в дальнейшем.
Но, поскольку, профильные комитеты поддерживают федеральный закон, предлагаю дать основному профильному комитету протокольное поручение за два месяца подготовить проект федерального закона, которым или исключить требование о дополнительном образовании, или отложить введение этой нормы не до 1 сентября 2011 года, как предусмотрено, а на 5 лет. За это время будут внесены соответствующие изменения в программы подготовки медицинских работников, а действующие специалисты в нормальном режиме смогут пройти необходимую переподготовку. И для региональных и местных бюджетов это не будет таким накладным.»
Позиция комитета по вопросу о проекте закона «О районировании России»
В адрес Совета Федерации поступили обращения Администрации и Совета народных депутатов Кемеровской области, а также обращение Сахалинской областной Думы. В обращениях была выражена озабоченность планами Минэкономразвития России о лишении 13 регионов Российской Федерации статуса северных территорий, а следовательно, отменить так называемый районный коэффициент, что нарушает права северян.
Комитет направил письмо губернатору Кемеровской области и Председателю Совета народных депутатов Кемеровской области, в котором выразил свою позицию по данному вопросу.
скачать письмо
Реформа системы недропользования в Российской Федерации
Тема сегодняшнего диспут-клуба реформа системы недропользования в Российской Федерации. Основными оппонентами Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по данному вопросу являются: Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство природных ресурсов РФ.
Краткая история и суть этого вопроса, а также позиция оппонентов Комитета, изложены в интервью журналиста Александра Беккера с заместителем министра экономического развития и торговли РФ М. Цикановым (газета «Ведомости» от 12.09.2002).
прочитать интервью
Основные возражения Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов вызывает то положение новой редакции закона о недрах, которое касается отмены так называемого правила «двух ключей». В соответствии с этим положением, право выдачи лицензий на пользование недрами принадлежит в равной степени федеральному центру и регионам. Это положение закреплено в ныне действующем Законе о недрах (ст. 2, 3, 4) и базируется на статьях 9 и 72 Конституции РФ.
Точка зрения Комитета по данному вопросу представлена в выступлении Председателя Комитета А. Назарова на конференции «Закон Российской Федерации о недрах: проблема разграничения полномочий в сфере государственного управления недрами», которая прошла в стенах Государственной Думы РФ в октябре 2002 года.
прочитать текст выступления