|
Обоснование
(к плану первоочередных мероприятий по проблемам северных территорий)
Система межбюджетных отношений должна обеспечивать повышенные затраты на жизнеобеспечение граждан, функционирование социальной сферы, предусматривать выравнивание бюджетной обеспеченности до среднероссийского уровня.
Северные регионы, производя более 60% валового внутреннего продукта, имеют существенные, исчисляемые десятками раз, различия в бюджетной обеспеченности. В частности, разница в собственных бюджетных доходах (остающаяся у субъектов доля федеральных налогов и платежей, местные налоги и неналоговые доходы) достигала в 1995 г. 22,4 раза, в 1996 г. - 30.8; в 1997 г. - 46,8; в 1998 г. - 50,7 раза. Дифференциация бюджетных расходов в расчете на душу населения составляла соответственно10,8; 11; 15,9 и 18 раз.
Начиная с 1999 г. в состав Федерального фонда поддержки регионов (ФФПР) включены средства, выделяемые на северный завоз и компенсацию тарифов на электроэнергию районам Дальнего Востока и Архангельской области. Включение в состав ФФПР Министерством финансов этих расходов противоречит ст.75 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому трансферты населению являются бюджетными средствами для финансирования обязательных выплат: пенсий, стипендий, пособий. Компенсаций и др. социальных выплат. Финансирование субсидий на северный завоз и субвенций на компенсацию тарифов противоречит социальной природе трансфертов.
Кроме того, при расчете долей и сумм из ФФПР, северные территории оказываются в неравных условиях по сравнению с другими субъектами, не имеющими таких специфических расходов, а субъекты, не получающие трансферт, не получают и средств на завоз.
Выделяемые объемы субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы и содержание объектов жилищного хозяйства северным субъектам явно недостаточны. Необходимо при расчетах сумм из ФФПР учитывать реальные индексы удорожания тарифов на электроэнергию и перевозки, цен на топливо. Обычно расчеты базируются на данных 2-3-летней давности.
Проводить на федеральном уровне конкурсы, заключая тройственные договоры между Министерством (Минфин + Минэкономразвития РФ), субъектом Федерации и Поставщиком-оператором (для энергоресурсов - Минэнерго РФ), на поставку дальнепривозных топливных ресурсов в районы Крайнего Севера под выделенные федеральные средства на завоз в соответствии с защищенными объемами.
Условиями тройственного договора оговариваются сроки и объемы поставок, что гарантирует соответствующее качество и фиксированные цены приобретаемых ресурсов и транспортных расходов). Это позволит контролировать рост цен и тарифов на товары и услуги, избежать цепи посредников.
При проведении конкурса обязательным условием является поставка защищенного объема ресурсов сиф(франко)- пункт назначения.
Защита физических объемов необходимых ресурсов производится один раз в год, предшествующий планируемому.
В федеральном бюджете финансовые показатели уточняются с учетом сложившегося уровня цен.
Все финансовые потоки осуществляются через Федеральное Казначейство по поручению бюджетополучателя.
Приведенная выше схема должна быть распространена для завоза продовольствия согласно номенклатуре, где в качестве поставщика-оператора выступает Минсельхозпрод РФ.
Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума составляют в среднем по России 1,975, по Магаданской области 1,628 или 82 процента от среднероссийских показателей (по данным августа 2001г.)
Предлагаемая схема централизованного завоза продовольствия позволит повысить жизненный уровень населения северных территорий, приблизив его к среднероссийскому.
Для обеспечения централизованного завоза материально-технических ресурсов - поставщик-оператор Госстрой России, позволит устранить длинную цепь посредников и, следовательно, уменьшит стоимость поставляемых товаров и оборудования.
После утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год в течение месяца, согласно существующему законодательству, необходимо внести изменения в Положение о предоставлении и расходовании средств федерального бюджета, утверждаемое Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чрезвычайно важно для поддержки местных товаропроизводителей, особенно работающих в отдаленных районах Крайнего Севера, в целях проведения политики приоритета местных товаров, предоставлять на конкурсной основе в разрезе территориальных образований беспроцентные ссуды на возвратной основе для пополнения оборотных средств предприятий.
Предложения:Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной ситуации Северных территорий, несмотря на то, что они формируют значительную долю доходов федерального бюджета.
В результате реструктуризации угольной промышленности, акционировании большинства предприятий горнодобывающей промышленности многие градообразующие предприятия закрываются и как следствие жители данных населенных пунктов остаются без работы и не имеют возможности выехать в ЦРС на постоянное место жительства.
Правительством принимаются меры по устранению последствий закрытия поселков. Однако механизмы реализации нормативных актов, направленных на вывоз из Северных территорий населения не отвечают реалиям сегодняшнего дня.
Так реструктуризация угольной промышленности позволяет оказывать господдрежку гражданам, занятым в угольной промышленности, тогда как под ее действие не попадают работники, занятые в социальной сфере закрывающихся угольных поселков.
Объем выделяемых федеральных средств на жилищные субсидии из года в год уменьшается и при сохранении нынешнего уровня для удовлетворения всех желающих получить жилищную субсидию состоящих на учете только в Магаданской области понадобиться более 100 лет.
Обстановка, сложившаяся в районах Крайнего Севера, долговременные интересы экономики и населения страны, масштабный характер проблем этого региона требуют активного воздействия государства на процессы, протекающие здесь. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях экономики районов Севера и обеспечить в перспективе устойчивое развитие этих районов.
Кроме указанных мер для снятия социальной напряженности в Северных регионах требуются целенаправленные усилия государства по регулированию процессов миграции. В данной части особую значимость имеет вопрос расселения неперспективных населенных пунктов. Решение этой проблемы имеет параллельные пути, с одной стороны вывоз нетрудоспособного населения в ЦРС, с другой переселение трудоспособного населения в перспективные благоустроенные населенные пункты, что сможет удовлетворить потребности Северных территорий в рабочей силе. Подобное решение данной проблемы позволит в наиболее кратчайшие сроки расселить большее количество неперспективных населенных пунктов при наименьшем количестве используемых бюджетных средств.
Вопрос расселения неперспективных поселков является особо важным, поскольку содержание одного пенсионера, инвалида или безработного обходится бюджету северных территорий в 2-3 раза дороже, чем в центральных районах страны. Кроме того, на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства используется более одной трети расходов бюджета субъекта, что приводит к дефициту бюджета и как следствие помощь по расселению неперспективных поселков за счет средств бюджета субъекта федерации оказываться не может.
В связи, с чем считаем своевременным, рассмотреть вопрос включения в федеральную целевую программу "Жилище" подпрограммы "Расселение неперспективных населенных пунктов Северных регионов", механизм реализации, которой в обязательном порядке включал бы нормативно-правовую базу, регламентирующую статус неперспективных поселков.
Одной из основных задач новой экономической модели, разработанной Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Госстроем России, реализуемой в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (подпрограмма), является переход от дотирования предприятий ЖКХ и высокодоходных слоев населения к адресной социальной поддержке семей с низкими доходами. С этой целью установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на уровне 22 % от совокупного дохода семьи.
Федеральный стандарт предельной стоимости ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья в месяц по Магаданской области на 2002 год установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2001 № 804 в размере 47 рублей.
Сравнительный анализ (табл. 1) оплаты жилья и коммунальных услуг отдельными регионами Российской Федерации в соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации стандартами на 2002 год и среднедушевыми доходами населения показывает, что процент оплаты населением за ЖКУ в совокупном доходе семьи в Дальневосточном федеральном округе, в т.ч. в Магаданской области, в Сибирском - в несколько раз выше, чем в других округах и в 8 -10 раз выше, чем в г.Москве, в 2-4 раза выше, чем г.Санкт-Петербурге.
Так, в Магаданской области процент оплаты за ЖКУ от совокупного дохода семьи составляет 18,8 %, в САХА (Якутия) - 16 %, Таймырском автономном округе - 20,7 %, Хабаровском крае - 22 %, Тюменской области - 6,4 %, г.Санкт-Петербурге - 7,8 %, г.Москве - 2,3 %, Московской области - 10,7 процента.
Учитывая суровые условия проживания северян, требующие повышенных затрат на зимнюю одежду, обувь, продовольствие, в т.ч. дорогостоящие мясные продукты, лекарства, высокую стоимость пассажирских авиаперевозок (20 тыс. руб. до г. Москвы и обратно, что делает невозможным выезд многих семей с детьми в течение нескольких лет), считаем, что при установлении размера доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг и в целом в проведении жилищно-коммунальной реформы необходим дифференцированный подход к северным регионам.
Радикальная реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), реализуемая в соответствии с Указом Президента РФ, исчерпала свой конструктивный потенциал, перестала отвечать требованиям реальной социально-экономической обстановки. К 2000 году объективно назрела необходимость смены модели реформирования ЖКХ.
Новая модель воплощается в жизнь в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилье" на 2002-2010 гг.
Для жителей Севера принципиальными и социально-значимыми выступают три положения "Подпрограммы": ускоренный переход на 100% оплату услуг ЖКХ в течение двух лет (2002-2003 гг.); стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, устанавливаемый в размере не более 22% *; адресные жилищные субсидии гражданам, у которых оплата превышает указанный стандарт.
Представляется, что предложенная универсальная схема будет неоправданно жесткой (дискриминационной) по отношению к жителям Севера, чьи среднемесячные душевые доходы ниже прожиточного минимума, и требует позитивного корректирования.
Рассмотрим ситуацию с общими денежными доходами населения и их распределение по пяти социальным группам на примере Магаданской области - типичного северного субъекта РФ (см. график).
|
В 2000 году доходы населения составили 8,06 млрд. рублей; прожиточный минимум равнялся 2016 рублей, среднемесячные денежные доходы на душу населения - 2920 рублей. За чертой бедности проживало 30,7% (73,4 тыс. чел.) от постоянного числа жителей области (233,5 тыс. чел.). Денежные доходы населения этой категории за год составили 1,3 млрд. руб. руб., или 16,2% от общих доходов населения. Существует острая необходимость в поиске и разработке гуманной (льготной) системы оплаты услуг ЖКХ на краткосрочный период для северян, живущих за чертой бедности, особенно в контексте позитивных изменений в экономике.
В издержках производства услуг ЖКХ на Севере доминируют затраты на тепло и горячую воду, электроэнергию. В крайне расточительном их использовании, обусловленном действующей тарифной политикой, скрыт огромный, неиспользуемый потенциал ресурсосбережения, снижения издержек производства этих услуг. Его реализация связана с системной установкой контрольно-измерительных приборов по всей технологической цепочке: производители (естественные локальные монополии), посредники, конечные потребители.
Проведенный анализ отдельных звеньев этой технологической цепи позволяет предложить следующую принципиальную схему оплаты услуг ЖКХ северянами:
|
На учете в органах Отделения Пенсионного фонда по Магаданской области по состоянию на 1 января 2002 года значится 46,4 тыс. пенсионеров, или 20% постоянно проживающего населения. Неработающих пенсионеров - 62,3% (28,9 тыс. чел.) от числа всех пенсионеров. Средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсационных выплат) составлял 1436 руб. Минимальный размер назначенных пенсий в среднем 788 руб., количество их получателей 4,4 тыс. чел или 9,5% от общей численности пенсионеров области. Максимальный размер пенсии составлял 1586 руб.
В соответствии с принятыми Федеральными Законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" средняя пенсия пенсионеров в Магаданской области с 1 февраля 2002 г. составляет 1700 рублей.
Прожиточный минимум пенсионеров в области в 4 квартале 2001 года составил 1920 руб., анализ (табл. 3) показывает, что даже с последним повышением пенсия не удовлетворяет жизненным потребностям пенсионеров.
|
В сравнении с пенсионерами центральных районов страны положение пенсионеров-северян выглядит еще более удручающе (табл.4).
|
Предложение:
Предложение:
В соответствии со ст. 7 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 145.03.93 г. выплата пенсии прекращается при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В результате граждане, отработавшие требуемый специальный календарный стаж, теряют "северную" пенсию.
Предложение:
Действующий Закон Российской Федерации от 19.04.91 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2001 г. № 188-ФЗ) не создает мотивации к труду и порождает иждивенчество среди трудоспособного населения и лиц, состоящих на учете в органах службы занятости.
Численность, обратившихся граждан в органы службы занятости Магаданской области и численность признанных безработными, значительно увеличилась в 2001 году, в основном, за счет граждан, уволившихся по собственному желанию, их доля составляет около 40% от общего количества, состоящих на учете в центрах занятости. Начиная с 2000 года, повышается количество безработных граждан, получающих пособие в минимальном размере (более 70% от общего количества безработных граждан). Уровень трудоустройства граждан, имеющих статус безработного, с 1999 года остается не высоким, в пределах 20%. Принимаемые меры органами службы занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан в рамках действующего законодательства неэффективны.
Такое положение вызвано сохраняющейся диспропорцией между минимальным размером пособия по безработице, исчисленного исходя из величины прожиточного минимума, установленного в регионе (585,4 руб., а с доплатой на 1 иждивенца - 878,1 руб.) и оплатой труда работников бюджетной сферы, тарифицируемых по ставкам ЕТС 1 - 6 разрядов (от 450 до750 руб.). Низкооплачиваемые работники предпочитают увольняться с прежней работы и становиться на учет в органы службы занятости с целью получения материальной поддержки в виде пособия по безработице, материальной помощи, а также иных льгот, предоставляемых малоимущим гражданам органами местного самоуправления. Складывается такое положение, что безработным даже на Севере быть выгодно.
Предложения: